вернуться

Современное производство рюкзаков

В настоящее время для производства рюкзаков в основном используют следующие материалы:
1) Авизент (чаще артикулы 5020, 5011 и 5032) - производство РФ;
2) Кордура (Cordura) - разработка фирмы Dupont, обычно производства Ю.Кореи;
3) Оксфорд (Oxford, polyoxford и т.п.) - тоже, обычно, корейский;
4) Найлон 600Д и Полиэстер 600Д (Nylon 600D & Polyester 600D) - разный.
Всё остальное, встречающееся на рынке - либо варианты тканей типа Oxford 420 & Nylon 600D, либо маркетинговые трюки, обычно связанные с правами (или их отсутствием) на названия. В специальной литературе много пишут о ткани "Nylon Ballistic" - это материал для кобур и оружейных чехлов, очень прочный, жесткий и скользкий (чтобы не цепляться мушками и прицелами). Но у нас в России это пока экзотика, да и цена... очень кусачая, а главное - не рюкзачная это тряпка, не рюкзачная..! Пришлось как-то работать с ней - при- мерно как с фанерой.

ИТАК, ПО ПОРЯДКУ!
АВИЗЕНТ - Наша родимая расейская тканюшка. Когда-то разрабатывалась для ар- мии - для парашютных ранцев, чехлов на технику и т.п. Короче, для замены того самого бре- зента (Авизент - сокращение, от "Авиационный брезент". За достоверность не ручаюсь, но такую версию слышал). Авизент - толстый капрон, с очень плотным переплетением нитей. Раньше выпускался с акриловой пропиткой, было неплохо, около года назад снова начали делать, но пока о качестве судить трудно - надо посмотреть. Авизент 5020 наиболее толстый и прочный, он подходит для самых крупных и нагруженных изделий, авизенты 5011 и 5032 потоньше (сейчас 5011-ого практически нет), годятся для изделий поменьше, для менее от- ветственных деталей. ДОСТОИНСТВА - великолепная прочность на разрыв, удовлетворительный вес, доступная цена, морозоустойчивость (чистый капрон начинает твердеть только при антарк- тических температурах). НЕДОСТАТКИ - пропускает воду, при крое края осыпаются, у образовавшейся ды- ры надо немедленно оплавить края, иначе поползет дальше. Да и внешний вид у изделий... ну, в общем, ничего, но для особо элегантных изделий, либо для пижонов лучше поискать что-нибудь другое, например, Кордуру.
КОРДУРА- Разработка фирмы Dupont (USA), тоже для армии, но затем настала ей конверсия. Кордура - это толстый найлон со специальной структурой нити, с водоотталки- вающей пропиткой и с полиуретановым покрытием. Обработка ткани проводится в несколь- ко проходов, поэтому покрытие получается весьма качественным, и держится довольно дол- го. Кроме того, (по слухам) в нить добавляется до 10% ХБ, в результате чего ткань оказыва- ется как бы мохнатой, с ворсом. Говорят, от этого увеличивается стойкость к истиранию (примерно так же действует "мех" на бывшей в употреблении альпинистской веревке), да и внешний вид, чего уж там, побогаче. ДОСТОИНСТВА - прочная и красивая ткань, годится для любых изделий, (посколь- ку выпускается разной плотности, можно подобрать подходящую), хорошая устойчивость к истиранию, при крое не осыпается, дырки не ползут, обладает очень приличными водоот- талкивающими свойствами (но это, если качественная пропитка, а то к нам порой везут вся- кое). НЕДОСТАТКИ - дорогая и тяжелая ткань (при равной прочности - раза в полтора тяжелее авизента), на морозе пропитка даже с пластификаторами здорово дубеет (А чего еще, собственно, вы хотели? Великие Озера находятся на широте Закавказья!). Непромокае- мость тоже оказалась несколько преувеличенной - есть ведь швы, молнии, карманы и прочие дырочки, щелочки и отверстьица. Кроме того, опыт показал, что "НЕПРОМОКАЮЩИЙ РЮКЗАК - ЭТО НЕПРОСЫХАЮЩИЙ РЮКЗАК!"
ОКСФОРД Это тоже найлон с полиуретановым покрытием, но в отличие от корду- ры, ткань значительно тоньше, гладкая и блестящая. Более известны ткани оксфорд 210, 420 и 840. 210-й - скорее, тентовая ткань, но из него делают и всякие карманчики и перегородочки. 420-й используют обычно для мелких рюкзаков, особенно Oxford 420 Ripstop (ткань в ха- рактерную клеточку). Замечательно подходит для дна палаток, карманов для дуг и усиления углов тентов. 840-й оксфорд очень похож на кордуру, отличить можно по сильному блеску и отсутствию "меха". Их часто путают, когда случайно, по незнанию, а когда и намеренно. ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ - более дешевая альтернатива кордуре. Упот- ребленные к месту все оксфорды вполне оправдывают себя. По основным свойствам - где-то сбоку от авизента и кордуры. Главное - точно знать, чего ты хочешь.
НEЙЛОН 600Д И ПОЛИЭСТЕР 600Д (Существуют также 900Д, 1200Д, 2400Д.., эти толще, но хорошую вещь на букву "Д" не назовут!) В общем, это найлоновая, либо поли- эфирная (лавсановая) ткань с поливинилхлоридным покрытием. Нить тканевой основы пря- дется из коротких кусочков (так дешевле, но прочность, увы...), сама основа очень слабая и рыхлая - как марля. Короче, это то, из чего делают т.н. "китайские" детские рюкзачки - те, что рассыпаются от одного строгого взгляда. НЕДОСТАТКИ - Очень дохлая ткань, обладает свойствами хорошей туалетной бу- маги - рвется аккурат по дырочкам шва. При попытке прострочить два-три раза по одному месту прямо-таки режется швейной иглой, а посему практически неремонтопригодна. Водо- отталкивающие свойства - только за счет пластика, который обычно с изнанки, а сама осно- ва замечательно намокает. На морозе дубеет уже при небольшом минусе, при попытке со- гнуть изделие пластик покрывается белесыми полосами - микротрещинами. Пластик очень быстро начинает отслаиваться от основы. Стойкость к истиранию - никакая! Короче "Д" - оно и есть "Д"! ДОСТОИНСТВА - вроде бы и нет никаких, но почему-то весь мир шьет из нее всё подряд! А вот почему! Это очень дешевый материал - в 4-6 раз дешевле кордуры (а если кордура со всем своим пакетом сертификатов от Dupont, то и в 10-12 раз). А так как шьется всё это в задней Азии, то можно лепить дешевку, которая развалится до того, как выйдет из моды. С большим прискорбием сообщаю всем заинтересованным лицам, что и у нас в Мо- скве ежегодно появляются конторы, занимающиеся изготовлением рюкзаков туристического класса (в первую очередь, по размерам) из шестисотки, видимо, в надежде быстренько зара- ботать на шестисотый. Так вот, я бы хотел отметить, что это вещи таки разного качества!
Как попытаться различить эти материалы.
Эта задача актуальна ещё и потому, что некоторые, скажем так, бяки-дяденьки регулярно выдают изделия из шестисотки за кордурные, да ещё по соответствующей цене. А пред- ставьте себе, что ваш рюкзак дал дуба посреди ледника Федченко? Тут уже не до злобных мечтаний типа: "Я ему всё скажу! Да я ему..! Да я его..!" Тут бы живым выбраться! Вы мо- жете сказать, что на Памир и раньше ходили только профессионалы, знающие, что к чему. Я, вообще-то, тоже думаю примерно так, но почему начинающие должны мучиться и стра- дать от всяких прохиндеев?
ИТАК, ПРИСТУПАЕМ!
Авизент - отличить просто. Он мягче всех остальных материалов, в изделиях замет- нее усаживание шва, но главное - если посмотреть на просвет, на яркую лампу, хорошо вид- но очень плотное переплетение сравнительно тонких нитей, причем черная ткань чаще всего оказывается бордово-коричневой. Оксфорд - ткань гладкая и блестящая, достаточно мягкая, пропитка/покрытие тонкое - заметно тоньше самой ткани. Кордура и 600Д - вот их-то различить несколько сложнее, нужны некоторые знания. Однако, во-первых, у ткани типа «Найлон 600Д» ПВХ-покрытие достаточно толстое, сопоставимое с самой основой, и при этом либо гладкое, либо имеет накатку - мелкое рифление, под которым совершенно незаметна структура ткани, в то время как у кордуры даже под весьма основательным покрытием хорошо просматривается структура переплетения нитей. Далее, как я уже говорил, кордура имеет хорошую пропитку, и поэтому не намокает - вода с нее или просто скатывается, или лежит шариками. Шестисотка намокает - воду задерживает только пластик. Простейший тест -- капнуть немного воды на лицевую сторону ткани и чуть-чуть подождать -- с кордуры вода скатится шариками, а на поверхности 600D образуется влажное пятно. Аналогично эти ткани ведут себя и под дождём.
Б) НИТКИ - Лучше всего для шитья рюкзаков подходят лавсановые нитки (по- лиэфирные) - лавсан прочен, не гниет, не плавится в игле на быстроходных машинах, мень- ше стягивает швы. Оптимальными нитками я считаю 70Л и 82Л российского производства.
В) МОЛНИИ - Лучше всего подходят витые рулонные молнии №№ 5, 8, 10. Но- мер (толщину) и, соответственно, цену надо подбирать, исходя из нагрузки, приходящейся на данную молнию. Литые, т.н. "тракторные", и металлические молнии лучше не использо- вать - они больше подходят к одежде, так как в силу своей конструкции хорошо работают только на прямых, а на изогнутых местах начинают довольно быстро терять зубья, и от этой цинги никакие лимоны не помогут.
Г) ПРЯЖКИ И ПРОЧАЯ ФУРНИТУРА - Сейчас производится великое мно- жество разнообразной как рабочей, так и декоративной фурнитуры. В принципе, на рюкзак пришить можно всё, что угодно, но желательно учесть следующие моменты:
1) Пластик лучше использовать от известных производителей - есть надежда, что он пона- дежней. Неплохо себя показала питерская фурнитура от "Апри" и "Снаряжения". Конечно, не "Нексус", да и дизайн так себе, но работает, особенно "Апри". У "Снаряжения" пластик похуже, они берут толщиной пряжки там, где другие качеством, но они единственные, кто делает пряжки-самосбросы - лучшая, на мой взгляд, конструкция для грузовых поясов.
2) В качестве разъёмных пряжек для походных рюкзаков лучше всё-таки самосбросы - на- дежнее, нет всяких упругих, точнее, отламывающихся, элементов. Но для более изящных изделий они, конечно, проигрывают по дизайну.
3) Дилемма "металл - пластик" трудноразрешима в принципе, хотя известно, что поли- амидные пряжки при температуре ниже –15оС теряют до 50% прочности и становятся хруп- кими, УФ-излучение на высотах свыше 3 - 3,5 км съедает за месяц до 70% процентов проч- ности, а стальные вороненые пряжки в сырости просто ржавеют, так что решайте сами для себя. Но, исходя именно из этих соображений, я ставлю на походные рюкзаки сталь, на все остальные - пластик.
Д) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДНА РЮКЗАКА - На мой вкус, дно из тезы (толстый кор- довый капрон с двусторонним ПВХ-покрытием - материал для тентов автоприцепов, а также байдарок и катамаранов) лучше всего, но это не обязательно, хотя, конечно, тканевое дно должно быть усилено вторым слоем ткани.
Е) МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВСТАВОК В ЛЯМКИ, ПОЯСА И СПИНКИ - В простейшем случае достаточно 8-мм пенополиэтилена ижевского производства (обычного туристического коврика), иногда добавляется верхний слой из более жесткой пенки. Идеальным выбором был бы материал толщиной 10-12 мм из трех слоев различной жесткости, но увы...
Статья любезно предоставлена сайтом: Русь былинная

Устройство современной палатки

Для начала - о каркасах. На сегодня их выпускают в двух вариантах: металлические и стеклопластиковые. В палатках для кемпинга используются стальные каркасы – довольно тяжелые, но надежные. Для легких металлических каркасов используется алюминий и различные сплавы на его основе с маркировками 7001, 7071, 6063 и др. Стоит обратить внимание на серию сплава: 7000 – это алюминий с цинком, а 6000 – алюминий и магний. Цинковые сплавы, при всей своей твердости, отличаются пластичностью – если дуга погнется, ее легко выпрямить. Сплав алюминия с магнием чуть-чуть легче, более упругий, деформациям практически не подвержен, но если уж вдруг погнется, то выпрямлять придется долго и упорно.
Главный недостаток алюминиевых каркасов – это высокая стоимость. Дешевле в несколько раз обходятся каркасы из стеклопластика (фибергласа). Конечно, стеклопластик тяжелее алюминия, но зато деформациям абсолютно не подвержен. Правда, может расколоться вдоль от сильного удара, при длительной эксплуатации начинает крошиться на стыках и не терпит долгого пребывания во влажной среде. Исходя из этих характеристик, стеклопластиковые каркасы применяются для простых (недорогих) туристических и треккинговых палаток, а алюминиевые каркасы – для палаток с более сложными условиями эксплуатации (горный и экстремальный туризм).

Переходим к тканям. Названия могут быть самыми разными, здесь каждый производитель проявляет свою фантазию: Nylon, Nylon Taffeta, Капрон, Polyester, Poly Taffeta, и т.д. Не пугайтесь кажущегося разнообразия, поскольку при изготовлении палаток сейчас применяют три основных типа ткани: полиамидные, полиэфирные и смесовые ткани (с добавлением хлопка). (Иногда используются полиолефиновые материалы – это высший пилотаж современных технологий. Несмотря на тонкость самого волокна и ткани, прочность и износостойкость у полиолефиновых материалов исключительная. И стоимость - запредельная…)
Капрон и Nylon (Nylon Tafetta) - это названия полиамидных тканей. Они отличаются легкостью, прочностью и стойкостью к истиранию, практически не намокают и стоят совсем не дорого. Правда, во влажной среде полиамидные материалы склонны к растяжению и могут потерять под воздействием солнечных лучей до 40 процентов прочности в год.
Polyester (Poly Tafetta) – это ткань из полиэфирного волокна. При той же легкости, прочности и низкой гигроскопичности они практически не растягиваются при намокании и не портятся под воздействием ультрафиолета. Правда, и цена полиэфирной ткани существенно выше, чем полиамидной.
Смесовые ткани в платках используются достаточно редко – это дешевле, но создает и дополнительные хлопоты. Если смесовая ткань намокнет, вес ее существенно вырастет, высыхать будет дольше, чем чистая синтетика, а если не досушить, может и сгнить. Так что палатки с добавлением хлопка предназначены скорей для защиты от солнца – этакий пляжный вариант. В описании характеристик ткани используется величина T («тэкс», Texture Element) - например, 175t-250t – это показатель толщины и плотности ткани. Иногда применяется другие единицы плотности – Den (D). Чем выше показатели, тем плотнее материал, и тем тяжелее он. В качестве «весового» компромисса применяют технологию RipStop (рипстоп): ткань укрепляется за счет периодического добавления в плетение более толстой нити. Эта нить образует на ткани узоры в виде «сот», ромбов или прямоугольников, придавая ей стойкость к растяжению и разрывам без сильного проигрыша в весе.
Для тента туристической палатки нормой считается текс 210t с плетением «рипстоп». Если же вы подбираете палатку для экстремальных условий, вам подойдет более плотная ткань – до 300t. При измерении в Den’ах норма – 300D, максимум – 420D.
Следующая важная характеристика – это водостойкость ткани. Измеряется она в миллиметрах водного столба (грубо говоря, какой столб воды этот материал готов выдержать и не промокнуть). По стандартам, водонепроницаемая ткань – это 3000 мм и больше. Водостойкость от 1000 до 3000 мм характеризуется как «ткань с водоотталкивающим покрытием» - это не самый подходящий вариант для тента палатки, для надежной защиты от любого дождя потребуется ткань с водостойкостью 3000-6000 мм. Все, что менее стойко, устроит вас только в условиях легкого летнего треккинга, когда дожди слабые либо кратковременные. Для изготовления дна палатки подойдут плотные материалы с водостойкостью 5000-10000 мм. Водостойкие характеристики ткани для палаток обычно достигаются за счет покрытия из полиуретана (обозначение PU) или силиконовой пропитки (Silicon, Si). Полиуретан значительно дешевле и поэтому более распространен. Силиконовая пропитка может использоваться как вместо PU, так и вместе с ним для создания особой водостойкости ткани. Надо заметить, что у материалов с силиконовой пропиткой невозможно проклеить швы. Технологически эту проблему решают либо с помощью дополнительного покрытия ткани все там же полиуретаном перед проклейкой, либо за счет использования особых ниток, которые не дают швам промокать. Обозначение WR (water resist – водоупорный) тоже касается отношения материала к воде, а именно: наличие водоотталкивающего покрытия по внешней стороне. Это позволяет каплям воды скатываться, а не впитываться, и вес палатки не увеличивается даже при влажном тенте.
Немного подробней о материалах для палаточного дна. В походах, когда палатки применяются прежде всего для сна, вам подойдет дно из легкого и прочного полиэстера (плотностью от 190t или 200D) или более дешевого и распространенного полиэтилена с водостойкостью не менее 3500 мм (если не ставить палатку на болоте). В экстремальных палатках хорошего качества дно может быть сделано из кордуры или Oxford Nylon, уникального по своей прочности материала. Если же речь идет о кемпинговом варианте палатки, когда высота внутреннего помещения позволяет свободно ходить, дно должно быть очень стойким к истиранию. В таком случае оптимальный вариант – дно из суперпрочного плетеного полиэтилена P.E. SHEET 10X10. Кстати, помимо прочности, этот материал отличается и довольно низкой ценой. И последний из материалов, который стоит здесь упомянуть, - это противомоскитная сетка. Она просто должна быть мелкой, не позволяя попадать внутрь палатки не только комарам, но и мошкаре. Если продолжить вдаваться в детали, стоит поинтересоваться, какими нитками выполнены швы на приглянувшейся вам палатке. Лучше всего, если это лавсановые нити – тогда им ничего не сделается от пребывания во влажной среде. Капроновые тоже подойдут, но учтите, что со временем от влаги они могут существенно растянуться. Шаг строчки (длина одного стежка) должна быть не более 3 мм. К тому же все швы в идеале должны быть проклеены специальной пластиковой лентой – тогда влагостойкость ткани ничем не будет нарушаться. Если же проклейки нет, то сам шов обязательно должен быть двойным («бельевым»).
И еще некоторые детали: В хорошей палатке уголки и места крепления растяжек усилены по толщине, сами растяжки вшиты «силовым» швом (крест-накрест или буквой Z). Замки-молнии должны быть достаточно удобными и надежными, легко поддаваться человеку, находящемуся как снаружи, так и внутри палатки. С внешней стороны молнии в хороших палатках прикрыты специальной полоской ткани, которая делает застежку более герметичной.

Web сервис центр
Дилинговый центр Pro Finance Group Inc.

Антиквариат
Сервис бесплатных Форумов

Нужна работа?
Хочешь кресло как в ComedyClub ?
Отдых на турбазе Байкальский залив
GZWEB.RU
ЗелЁнка-45